Такелажными работами принято называть комплекс действий, при помощи которых можно поднимать имеющиеся грузы для погрузки или же выгрузки. Возникли такие работы из-за необходимости поднятия предметов большой массы, например, упавших деревьев, перегородивших дорогу. Но более значимый и известный пример использования такелажных приспособлений — это, безусловно, пирамиды Древнего Египта. И, конечно, самая большая из них — пирамида фараона Хеопса. Если бы люди в древности не пользовались самыми простыми грузоподъемными приспособлениями, мы бы не увидели гидротехнических сооружений Древнего Китая и величественных построек Древнего Рима.

Перемещение различных предметов на определенное расстояние в каждую эпоху осуществлялось своим способом.

Простейшие приспособления

Сегодня каток или рычаг кажутся нам совсем простыми приспособлениями, а вовсе не техническим новшеством. Но именно с помощью этих предметов стали возможными установка статуй во дворцах и храмах, сооружение дольменов и доставка каменных плит для постройки пирамид.

В Древней Греции был изобретен прообраз подъемного крана — «журавль». Использовали его не только для строительства стен крепостей или зданий, но и в театральных постановках. С помощью этого приспособления поднимали актеров и отдельные элементы декораций. На Востоке применялись аналогичные устройства.

Подъемные установки

С развитием прогресса примитивных «журавлей» сменили приспособления с захватными устройствами для подъема штучных грузов, имеющие переменный угол наклона к горизонту. Витрувий еще в I веке до н. э. дал описание римских поворотных подъемных кранов, поднимающих грузы до 12 метров в высоту, и подъемников-клеток, послуживших основой для современного лифта.

Кран работал следующим образом: бревно горизонтально закрепляли на канатах, на одном его конце устанавливался блок, через который перекидывался трос. Подъем грузов достаточно большой массы происходил посредством вращения колеса блока. Это — рычажная система подъема, использующаяся и сегодня в деревенских колодцах.

Корабельные приспособления

Эпоха величайших географических открытий послужила новым толчком к развитию грузоподъемных устройств. С развитием мореплавания возросла и необходимость в перемещении больших объемов грузов различной степени тяжести. Были изобретены лебедки и полиспасты, с помощью которых грузы перемещались быстрее и их перемещение не требовало значительных усилий.

Развитие краностроения

Конец XVIII века подарил миру паровой двигатель, после изобретения которого развитие краностроения приобрело промышленные масштабы. Но изготавливались грузоподъемные механизмы по-прежнему из дерева. И только в начале XIX века на смену дереву пришла сталь.

Хотя сама конструкция грузоподъемных механизмов постоянно совершенствовалась, для приведения их в действие по-прежнему требовались мускульные усилия людей или животных. Машинный привод пришел на смену немногим больше ста лет назад. И это послужило началом современного этапа развития такелажных работ.

Грузоподъемные работы в России

Россия имеет свою историю развития такелажных работ. Знаменитый Царь-колокол, имеющий вес свыше 130 тонн, поднимался при помощи ручных лебедок и противовесов. Доставка в 1769 году цокольного тысячепудового камня из гранита для памятника Петру I тоже требовала применения соответствующих устройств. Колонны знаменитого Исаакиевского собора и Александровская колонна устанавливались посредством лебедок и деревянных лесов.

Грузоподъемное оборудование постоянно совершенствуется, но принцип, по которому оно работает, остается неизменным. Научно-технические достижения позволяют использовать новые материалы с повышенной прочностью, более совершенные механизмы и системы автоматизации. Процесс транспортировки грузов постепенно упрощается и требует все меньшего количества времени.